Пропустить команды ленты
Пропустить до основного контента

Журнал аналитической химии- Journal of Analytical Chemistry

:

Страница главного редактора: НЕПРЕРЫВНОЕ ОБУЧЕНИЕ: ПЕРЕПОДГОТОВКА КАДРОВ АНАЛИТИКОВ

Год выпуска

2 002

Том

57

Номер выпуска

4

Название статьи

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБУЧЕНИЕ: ПЕРЕПОДГОТОВКА КАДРОВ АНАЛИТИКОВ

Страница главного редактора

В аналитической химии многое меняется: появляются новые подходы к анализу и новые методы, совершенствуются приборы и системы обработки данных, возникают задачи, принципиально отличные от решавшихся ранее. Базовое образование, полученное даже в лучших университетах, само по себе не может обеспечить постоянного соответствия работающего аналитика уровню современных требований и возможностей, хотя и создает условия для этого. Аналитикам-исследователям, особенно знающим иностранные языки, помогает литература, если она доступна, и Интернет. Кроме того, они имеют возможность, хотя и не все и не всегда, бывать на крупных конференциях, общаться с профессионалами высокого класса. Аналитики-практики часто не имеют таких возможностей, между тем для них, решающих конкретные задачи, не менее, а может быть, даже более важно получать свежую информацию, приобретать новые навыки, осваивать недавно появившиеся приемы, методики и приборы. В самом деле, аналитик-исследователь обычно работает в относительно узкой области, например, развивает один метод, ему проще поддерживать хороший уровень в силу как раз узости тематики. Практик же обязан уметь выбрать оптимальный подход, метод, прибор, он должен знать, из чего и как выбирать.
Из сказанного очевидно, что необходима система "продолжающегося образования". Элементов этой системы может быть много - более или менее длительная стажировка в каком-либо серьезном центре, краткосрочные курсы, участие в научно-практических семинарах, в том числе организуемых фирмами, регулярное посещение выставок и т.д.
В бывшем Советском Союзе некоторые министерства, на предприятиях которых химический анализ широко использовался, проводили регулярные конференции, семинары, школы для обмена информацией и опытом среди своих работников. Например, Министерство черной металлургии СССР регулярно организовывало коллоквиумы, продолжавшиеся несколько дней; базой для них служил Центральный институт черной металлургии. Более или менее регулярно собирались также аналитики цветной металлургии, промышленности химических реактивов, агрохимической службы и др. Многие преподаватели высших учебных заведений раз в пять лет проводили целый семестр на факультетах повышения квалификации.
В настоящее время эта система почти не функционирует, в особенности из-за ликвидации большинства министерств. Однако, как уже говорилось, потребность в более или менее непрерывном обучении не только сохранилась, но даже существенно обострилась. Каков же выход?
По-видимому, роль организаторов такого обучения в России должны взять на себя общественные координирующие организации - Российское химическое общество им. Д.И. Менделеева, научные советы Российской академии наук, а также крупные университеты. В сохранившихся министерствах и ведомствах (Минатом, Минобороны, Минфин, Минздрав и др.) переподготовкой обязаны заниматься соответствующие управления.
Переподготовка, организуемая общественными организациями и вузами широкого профиля, может быть сосредоточена в значительной степени на овладении общими вопросами анализа. Это, в частности пробоотбор, пробоподготовка, обеспечение и контроль качества анализа, хемометрика, тенденции аналитического приборостроения, пути автоматизации и др. Разумеется, весьма желательно и ознакомление с определенными методами, классами приборов или особенностями и современными способами анализа объектов конкретного типа. Это последнее направление может быть доминирующим при повышении квалификации внутри соответствующего ведомства.
"Непрерывное" обучение такого рода - дело не очень легкое; эффективность его обеспечить довольно трудно. Это связано с разным уровнем, возрастом и интересами обучающихся, с часто встречающимся нежеланием руководителей предприятий и лабораторий и т.д. посылать своих сотрудников на переподготовку, особенно на продолжительное время, необходимостью расходов и др. На имеющихся курсах дело подчас ограничивается лекциями, практиканты не всегда могут сами поработать на новых приборах и овладеть методиками.
Опыт, в том числе международный, показывает, что лучше всего переподготовку проводить в определенной отрасли, когда число методов и объектов ограничено и они чаще всего известны. "Разнородность" обучающихся при этом уменьшается, возможен более широкий обмен опытом, полезные знакомства и контакты в будущем.

DOI

 

Вложения

Создан в 24.09.2014 12:44 пользователем: Аленина М.В.
Изменен в 24.09.2014 12:44 пользователем: Аленина М.В.